Вероятно, очищение от грехов через воздержание и покаяние соотносится с дохристианскими представлениями крестьян-земледельцев. Весна — время ответственное, и подготовиться к весенним полевым работам необходимо соответственно — «очиститься» от всего вредоносного, подготовить для сева.
Наиболее значительные во всем семинедельном цикле Великого Поста дни: Средокрестье, Вербное воскресенье и четверг на Страстной неделе — Великий Чистый Четверг.
Четвертая неделя Великого поста получила название Средокрестной, основным обычаем ее было приготовление обрядового печенья в форме креста. Смысл обряда, опять же, был обусловлен предстоящим севом — хлебная выпечка должна была способствовать новому урожаю, дать силу как земле, так и пахарю, его лошади и волам. Это было своеобразной «аграрной магией». Подтверждением этому может служить тот факт, что белорусы выпекали такое печенье в форме сельхозорудий. И все же крест в виде печенья больше был средством выражения древними пространства. Кресты люди рисовали и окружали ими себя со всех сторон еще за несколько тысячелетий до возникновения христианства! Земледельцы энеолита (т.е. медного века) помещали крест внутри солнечного круга для обозначения повсеместности распространения света (во все стороны). Их, сторон света, как известно, четыре. Отсюда, вероятно, берет начало выражение — пустить на все четыре стороны.
К весенним народным праздникам относится и Вербная неделя (чистая неделя поста), воскресенье которой предшествует главному православному празднику — Пасхе.
Вербе, первому из зацветающих в наших краях дереву, издавна приписывали магические свойства — охранение от злых духов, от разных бед и напастей. Освященную вербу хранили целый год за божницей или перед иконой. Однако, восприятие вербы как священного предмета идет со времен язычества, а смысл поклонения ей состоит в том, чтобы она могла передать здоровье, силу и красоту человеку или животному. Вербою ударяли домочадцев, особенно детей, и скот, чтобы предохранить от болезней. Иногда ветки разбрасывали по полю, чтобы быть с урожаем. Бытовало и мнение, что в хату, в которой есть верба, не может попасть молния.
Что же касается христианских традиций, то суббота вербного воскресенья называется Лазоревой. По евангельскому преданию, дом сестер Лазаря — Марфы и Марии, был любимым местом Иисуса Христа. Христос ценил Лазаря за высокие духовные качества и после смерти воскресил. Чудо это было совершено в субботу перед Вербным воскресеньем.
С IV века как еще один двунадесятый праздник Христианская церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим. По Евангелию, когда Иисус Христос воскресил из мертвых Лазаря, люди, видевшие это, поверили, что он действительно Сын Божий. Когда Иисус с грешниками пошел в Иерусалим на праздник Пасхи, люди выходившие навстречу, расстилали перед ним пальмовые ветви.
У нас, как известно, пальм нет, и с древних времен их «функцию» выполняют ветви вербы. Кстати, латинское слово verbena означает «листья и прутья лавра, мирты, маслины — любой священной зелени».
Страстная — последняя неделя перед Пасхой — память о страданиях Иисуса Христа. В это время убирали двор и помещения, перед образами вешали голубей, расписывали яйца. Большое значение в верованиях и по сей день имеет Чистый четверг. Церковь вспоминает в этот день «Тайную Вечерю», которую совершил вместе со своими учениками накануне распятия Иисус Христос в ознаменование завершенной пророком Моисеем Пасхи. Во время вечери Господь совершил обряд «умовения ног» своих учеников. Урок этот был в том, что каждый человек, не думая о своем превосходстве, чине и звании, должен быть готовым служить людям.
Обряд очищения водой, опять же уходит корнями в древность. Ведь и языческие крестьяне «омывались» перед началом весенних работ в поле.
Также, помня о чудодейственном свойстве вербы, ее варили в четверг, а затем обливались и лечили больных. С очистительной силой воды наверняка связано и древнее выражение — обмыть что-либо новое после покупки. Только сегодня эта традиция приобрела достаточно извращенный вид.
Чистый четверг — еще и день приготовления праздничной Пасхальной еды — пекли Пасхи, красили и расписывали яйца. Писанка — важнейший атрибут языческого культа, связанный с дохристианским обычаем встречи весны и заклинанием плодородия.
Орнамент древних писанок напрямую связан атрибутикой языческих богов — спирали, круги, сорококлинья, сорок веточек. В христианские времена рисунки приобрели иное значение — число сорок объясняется сорокадневным постом и существованием сорока мучеников. В древние времена писанки выполняли роль оберегов — яйцо в прадавние времена представлялось символом Солнца. Почитание красного яйца вызвано мыслью о весеннем возрождении Светила, всей творческой силы Природы. Египтяне вообще представляли Вселенную в форме яйца. Древнегреческий историк и философ Плутарх (46-120 гг. до н.э.) писал, что яйцо является символом Творца Вселенной. Египетское учение о яйце перенес в Древнюю Грецию легендарный Орфей, живший за 120 лет до рождения Христа.
Еще в прадавние времена, до Христа, у многих восточных народов была традиция в первый день нового года класть на стол крашенные яйца. Они были красные, т.к. красный цвет считался самым красивым. В Европу традиция перешла от древних евреев, которые еще в ветхозаветные времена также на Пасху ставили на стол вареные яйца. Относительно обычая красить яйца к Пасхе существует немало легенд. Одна из них гласит, что во время путешествия Христа с апостолом Петром, проходя через одно село, довелось встретиться с врагами, которые осыпали Христа камнями. Однако, едва коснувшись одежды Спасителя, превращались они в яйца — расписанные и крашенные. Святой Петр собрал их в карман, а позже добрым людям раздал. С того времени и существует обычай готовить писанки к Великодню. Есть легенда, согласно которой, традиция красить яйца в красный цвет, символизирует кровь распятого Христа.
Праздником праздников называет Христианская церковь Пасху. А происходит это слово от древнееврейского «переходить» и связано с освобождением евреев от египетского плена и прохождением ими пустыни. По Библии, Иисус Христос в последний раз отметил этот праздник в четверг, названный позже Великим. Если еврейская Пасха — праздник одного народа, то Христианская — праздник всех народов мира — день воскрешения Спасителя, праздник избавления от первородного греха человека Адама, победы над силами сатаны и торжества бессмертия.
Пасхальные приметы:
* Если праведный человек бросит пасхальное яйцо в пожар, пламя погаснет.
* Погода на Пасху определяет погоду на год. Если в первый день Пасхи темная, пасмурная ночь — это к урожайному году. Светлая ночь и гогот прилетающих гусей — к неурожаю.
* Звездная ночь на Пасху обещает, что куры будут хорошо нестись, а пасмурная — к хорошему удою.
* Если солнышко восходит на Пасху тусклое — к неурожаю и свиному мору.